УМЕНЬШЕНИЕ ЗЕРНИСТОСТИ В СЪЕМОЧНОМ ПРОЦЕССЕ
Заботы о предотвращении зернистости будущего изображения начинаются уже со стадии подготовки к съемке.
Пленка
Зернистость - неотъемлемое свойство каждого светочувствительного слоя, но она может быть большей или меньшей. А чем меньше зерно негатива, тем крупнее может быть увеличение.
Обычно зернистость тем больше, чем выше светочувствительность фотослоя (это наиболее справедливо для эмульсий одного типа).
Фотографу при выборе пленки приходится считаться с тем, что выигрыш в светочувствительности сопровождается увеличением зернистости. Поэтому светочувствительность применяемой пленки должна быть настолько низкой, насколько это допускают условия намеченной съемки (освещение, требуемые пределы выдержек), а также предполагаемые масштабы увеличения.
В случаях необходимости получения особо мелкой зернистости и больших увеличений следует предпочитать пленки малой светочувствительности (22-32 по ГОСТу).
Для большинства обычных работ применяются пленки средней светочувствительности (45-65 по ГОСТу), дающие достаточно мелкую зернистость.
Наконец, пленки высокой и высшей светочувствительности (90 и более единиц по ГОСТу), обладающие наиболее крупной зернистостью, следует применять лишь при неблагоприятных условиях съемки (недостаточное освещение, необходимость коротких выдержек из-за подвижности объектов), а также, если предстоит сравнительно небольшой масштаб увеличения.
Правило 1. Применяйте возможно менее светочувствительную мелкозернистую пленку.
Объектив
Объектив должен быть совершенно чистым. Мутный, запыленный, запотевший или захватанный пальцами объектив, рассеивая лучи, будет давать вялые негативы, на монотонных серых полях которых зернистость наиболее заметна.
Очень важна полная резкость негатива. Отпечатки, увеличенные с нерезких негативов, оказываются более зернистыми, чем увеличения с безупречно резких негативов. Происходит это потому, что световое изображение, образуемое объективом на фото слое, состоит из множества световых точек, величина которых минимальна при полной резкости. По мере понижения резкости размер этих точек увеличивается, и под каждую такую точку попадает несколько микрокристаллов галоидного серебра, которые при проявлении сливаются и образуют сравнительно крупное зерно.
Зернистость особенно выявляется около нерезких контуров изображения.
Нерезкий негатив может явиться результатом загрязненности объектива, неточности дальномера, неправильной наводки на резкость, недостаточного диафрагмирования для достижения глубины резкости, сотрясения аппарата во время выдержки, недостаточно короткой для подвижных объектов выдержки, применения в художественных целях мягко рисующего объектива или рассеивающих приспособлений.
Диафрагмирование, увеличивая глубину резко изображаемого пространства, повышает общую резкость негатива. Средства для смягчения резкости изображения в случае надобности следует применять не в процессе съемки, а при проекционном печатании,
Правило 2. Добивайтесь максимальной резкости негативов.
Объект съемки
Мы уже упоминали, что зернистость наиболее заметна на больших однородных полях средней плотности; в светах же и тенях она почти не видна. Поэтому малоконтрастный объект съемки, содержащий относительно значительные поверхности равномерных средних яркостей, является неблагоприятным с точки зрения мелко зернистости будущего изображения (например, песчаная пустыня, снежный пейзаж, лицо в крупно плановом портрете, человеческое тело). Следовательно, при компоновке изображения полезно избегать больших однородных плоскостей.
Повысить широту яркостей (контраст) объекта, уменьшить размеры и число однородных участков изображения можно использованием контрастного освещения. В натурной съемке это достигается выбором погоды и времени дня, когда солнечные лучи дают глубокие тени. Снимая в помещении, можно добиться контрастного освещения регулированием дневного света или искусственных источников света. Разумеется, при этом недопустимо нанесение ущерба художественным достоинствам снимка.
Наличие контрастного освещения объекта позволяет получить достаточно контрастный негатив при проявлении его до низкого значения контрастности, что способствует мелко зернистости негатива.
Правило 3.Старайтесь использовать или применяйте контрастное освещение объекта съемки.
Кадр
Степень зернистости отпечатка прямо пропорциональна масштабу увеличения негатива, поэтому было бы неразумным без надобности укрупнять этот масштаб. Последнее случается, если фотограф заполняет интересующим его объектом не всю площадь негатива, а часть его (обычно центральную), а затем для получения желаемого размера изображения прибегает к большему масштабу увеличения части негатива, чем это понадобилось бы, если бы увеличивался весь негатив целиком.
Чтобы получить на негативе максимальный размер изображения, целесообразно используйте расстояние до объекта съемки или же применяйте объективы с длинным фокусным расстоянием, заполняя весь кадр тем изображением, которое предназначено для последующего увеличения.
Заполнение изображением большей площади негатива не только уменьшает зернистость, но также повышает резкость будущего увеличения.
Правило 4. Используйте под желательный кадр всю площадь негатива.
Выдержка
Выдержку необходимо определять точно. Так как зернистость увеличивается но мере повышения плотности негатива, передержка приводит к грубозернистому изображению. При недодержке увеличивается количество средних плотностей, на которых зернистость вообще выявляется сильнее.
Как известно, в пределах, зависящих от фотографической широты светочувствительного слоя, существует ряд нормальных (правильных) выдержек. Наименьшая зернистость получается при минимальной правильной выдержке, возможно короткой, но достаточной для получения подробностей в тенях.
Правило 5. Применяйте минимальную правильную выдержку.
Однородность объектов и выдержек
Мелко зернистость негативов в значительной мере определяется нормальной степенью проявления. Чтобы все 36 кадров пленки, обрабатываемых одновременно и, следовательно, одинаково, оказались нормально проявленными, необходимо, очевидно, экспонировать их нормально и равномерно. В этом случае будут обеспечены плотность и контраст негативов, наиболее благоприятные для больших увеличений. Проявитель выравнивает лишь небольшие колебания выдержки в так называемых пределах нормальных экспозиций. Недодержанные снимки дадут негативы повышенного контраста, недостаточно проработанные в тенях; передержанные снимки - негативы пониженного контраста. Помня, что равномерному проявлению должна предшествовать равномерная выдержка, стремитесь при съемке обеспечить нормальную выдержку всех негативов ленты.
Равномерность выдержек достижима, если все объекты, заснятые на одном ролике пленки, сходны между собой по условиям освещения и широте яркостей (контрасту).
Однородность объектов съемки - одно из наиболее обременительных условий; ее удается осуществить лишь в редких случаях, но упомянуть о ней нам кажется не лишним.
Правило 6. Однородность объектов съемки и равномерность выдержек способствуют получению меньшей зернистости всех негативов одного ролика.

Сайт создан в системе uCoz