ПОЛУЧЕНИЕ РЕЗКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ
Световое изображение объекта съемки, которое проецируется объективом на пластинку или пленку, должно быть резким (нерезкий негатив безнадежно испорчен). Под резкостью изображения подразумевается резкость контуров его составных частей, отчетливость линий, его образующих (но отнюдь не контраст между светом и тенью).

Получение резкого изображения складывается из двух операций: наводки на резкость и диафрагмирования объектива.


НАВОДКА НА РЕЗКОСТЬ
Оптическое изображение становится резким тогда, когда расстояние между объективом и плоскостью светочувствительного слоя определенным образом соответствует расстоянию между объективом и предметом съемки. Малейшая неточность совершенно губит изображение, в чем легко убедиться по матовому стеклу фотоаппарата.

Изменение расстояния между объективом и фотослоем, или наводка на резкость, производится в одних аппаратах выдви-ягением объективной доски с мехом (растяжение меха), в других - вращением оправы объектива по спирали. В аппаратах третьего типа наводка осуществляется вращением передней линзы объектива (вследствие чего изменяется фокусное расстояние объектива; результат наводки получается тот же).

В соответствии с конструкцией фотоаппарата и обстоятельствами съемки для наводки на резкость используется одно из трех приспособлений: 1) матовое стекло (зрительная наводка); 2) шкала метража -после определения (на глаз, шагами, рулеткой) расстояния до снимаемого предмета; 3) оптический дальномер.

В зависимости от расстояния между фотоаппаратом и объектом съемки для наводки на резкость избирается один из трех ориентиров: а) бесконечность, б) непосредственно сам объект, в) некоторая условная дистанция, которую назовем промежуточной.

Установка на бесконечность. Если фотографируемый предмет (или предметы) находится далее определенного для каждого объектива расстояния, обозначенного последним числом шкалы метража (это может быть, например, 10, 20, 30 м), указатель шкалы нужно установить на последнее деление - "бесконечность". Тогда все удаленные предметы, как бы далеко от аппарата они ни были, получатся на негативе резкими. Пример такой съемки - удаленный пейзаж.

Наводка на объект съемки. Если снимаемый предмет (илн предметы) расположен вблизи от фотоаппарата и притом примерно в одной плоскости, параллельной задней стенке камеры, на резкость следует навести по наиболее существенной части объекта (например, по глазам человека), и тогда он выйдет резким. Зато близлежащие и удаленные по сравнению с ним предметы, если бы они входили в снимок, получились бы болео или менее нерезкими.

Но как получить резким во всех частях кадр, в котором два (или более) предмета размещены на различных расстояниях от аппарата или основной объект имеет значительную протяженность в глубину? В подобных случаях приходит на помощь одно из свойств объектива, так называемая глубина резко изображаемого пространства.


ГЛУБИНА РЕЗКО ИЗОБРАЖАЕМОГО ПРОСТРАНСТВА
Глубина резко изображаемого пространства (или, сокращенно, глубина резкости) дает возможность одновременно получить резкое изображение предметов, различно удаленных от, фотоаппарата.

Фотолюбители, никогда не наблюдавшие за изображением по матовому стеклу и привыкшие видеть все резким в видоискателе, с трудом представляют себе роль глубины резко изображаемого пространства; они не могут видеть, как расплываются остальные ряды фотографируемой группы, в то время как первый ее ряд рисуется с достаточной резкостью. Фотолюбители, сразу взявшиеся за малоформатный аппарат с очень светосильным объективом, портят по этой причине много пленки.

Каждому объективу в той или иной степени свойственно: давать резкое изображение предметов, находящихся не только в той плоскости, на которую произведена наводка, но несколько ближе и дальше нее. Однако эта естественная глубина резкости при, полном отверстии объектива и небольшом расстоянии до точки наводки невелика и часто практически недостаточна. Особенно мала она у очень светосильных объективов. Для примера укажем, что объектив малоформатного аппарата со светосилой 1,5 и фокусным расстоянием 5 см, установленный на один метр, дает при полном отверстии глубину резкости всего в 4 см, а при объективе той же светосилы с фокусным расстоянием 10 см глубина резкости составила бы менее одного сантиметра. Это означает, что если навести резкость на глаз портретируемого, то его нос и уши уже не смогут получиться резкими. Отсюда ясна необходимость крайней осмотрительности в применении особо светосильных объективов.

Глубина резкости не зависит от конструкция объектива: при одинаковых относительных отверстиях она больше у того объектива, у которого короче фокусное расстояние. Помимо этого, глубина резкости не является постоянной величиной - она возрастает с уменьшением действующего отверстия объектива, а также по мере удаления точки, на которую произведена наводка.

Следовательно, границы резко изображаемого пространства можно расширить посредством выбора соответствующего расстояния наводки и диафрагмирования объектива.

Наводка на промежуточную дистанцию. Предположим, что предстоит одновременно сфотографировать два предмета, один из которых находится вблизи от аппарата, а другой в некотором отдалении. При резкой наводке по матовому стеклу на любой из них изображение другого предмета совсем расплывается. Как поступить, чтобы оба предмета вышли на негативе резкими?

Первый прием. Самый несовершенный прием наводки состоит в том, что при полном отверстии объектива добиваются на матовом стекле примерно одинаковой, возможно меньшей степени нерезкости обоих снимаемых предметов, а затем диафрагмируют объектив до получения общей резкости.

Если затем взглянуть на шкалу метража, то окажется, что ее указатель остановился на числе, соответствующем какой-то промежуточной точке между ближним и дальним предметами.

Второй прием. Установлено, что по эту сторону (то есть впереди) точки наводки всегда лежит меньшая часть резко изображаемого пространства, а по ту сторону (позади) точки наводки - большая его часть. При небольших расстояниях соотношение передней и задней частей равно 1 : 2.

Поэтому, если дальний предмет расположен ближе 20 м от фотоаппарата, указатель шкалы метража устанавливают на первую треть расстояния между самым близким и самым удаленным предметами, считая от переднего плана. Затем диафрагмируют объектив.

Поясним сказанное примером. Допустим, что до ближайшего предмета 2 м, до дальнего 5 м. Расстояние между ними (5м - 2м=3v)делятн а3(3м:3=1), прибавляют полученное частное к расстоянию переднего плана (2м+1м). Итог (3 м} и будет расстоянием наводки для данного случая.

Точкой наводки может стать реальный предмет, оказавшийся на надлежащей дистанции, и тогда для наводки можно воспользоваться матовым стеклом или дальномером. При отсутствии ориентира установка производится по шкале расстояний, так сказать, заочно.

Помимо измерения глазомерного, шагами или рулеткой расстояние до переднего и заднего планов можно прочесть на шкале метража при пробных наводках на эти планы по матовому стеклу или дальномеру.

Третий прием. Если передний план близок, в то время как задний очень удален, указатель шкалы метража устанавливают на число, соответствующее удвоенному расстоянию от аппарата до переднего плана, и диафрагмируют объектив тем сильнее, чем ближе к аппарату передний план.


Рис. 32. Для получения резко изображаемого пространства от П до 3 наводят на точку Я, которая лежит на .первой трети между Л и 3. Дистанция наводки АБ==АП+(ПЗ : 3)


Рис. 33. Для получения резко изображаемого пространства от П до бесконечности наводят на точку H, которая находится на удвоенном расстоянии АП. Дистанция наводки ПН==2xАП.

Обозначения к рис. 32 и 33: А - аппарат; П - передняя граница резкости; 3 - задняя граница резкости; Н - точка наводки

Например, ближайший предмет расположен в 5 л", задний план - вдали. Для резкости всего снимка указатель устанавливают на 10 м (5 м х2).

При чрезвычайной простоте приемы второй и третий достаточно точны для того, чтобы их стоило запомнить на тот случай, когда в распоряжении фотолюбителя не окажется иных возможностей определения расстояния наводки.


ДИАФРАГМИРОВАНИЕ
Замечено, что начинающие фотолюбители нередко впадают в одну из двух крайностей: одни предпочитают фотографировать с полным отверстием объектива, желая использовать всю его светосилу; другие, наоборот, в стремлении застраховаться от неудач закручивают диафрагму чуть ли но до конца. И то и Другое не ведет к наилучшим результатам.

При диафрагмированпн нужно исходить из основного его назначения? увеличивать глубину резко изображаемого пространства.

Чем больше действующее отверстие объектива, тем меньше глубина резкости. Поэтому полным отверстием пользуйтесь тогда, когда это почему- либо необходимо, например для очень быстрых моментальных съемок движущихся объектов в неблагоприятных световых условиях, для сокращения выдержки ври портретных съемках в помещении.

Для большинства фотолюбительских съемок рекомендуем диафрагмы 5,6 (6,3) и 8(9).

Чрезмерное диафрагмирование не только сильно удлиняет выдержку. Современные объективы высокой светосилы (1,5- 3,5) дают наибольшую резкость обычно при диафрагме около 8, и с дальнейшим уменьшением их действующего отверстия общая резкость негатива может несколько ухудшиться. Поэтому к самым малым диафрагмам (16-36) прибегайте только в случаях, когда это диктуется требованиями очень большой глубины резко изображаемого пространства.

Фотографам, желающим получить более детальные указания, мо.кно посоветовать следующее диафрагмирование (табл. 6).
Таблица 6. ДИАФРАГМИРОВАНИЕ ПРИ СЪЕМКЕ РАЗЛИЧНЫХ ОБЪЕКТОВ
Объект съемки Диафрагма , от ... до ...
Здание 5,6-8
Внутренний вид помещения 8-16
Пейзаж без переднего плана 5,6-8
Пейзаж с передним планом 8-22
Портрет 3,5- 5,6
Групповой портрет 5,6-16
Отдельный предмет 5,6-22
Репродукция 8
Движущийся объект 1,5-8


Выбирая в указанных пределах ту или иную диафрагму, сообразуйтесь не только с желаемой глубиной резкости, но в с приемлемой величиной выдержки .

При неподвижном объекте можно смело уменьшать диафрагму, не смущаясь соответственным удлинением выдержки. Если же подвижность объекта угрожает вызвать нерезкость (смазан-ность) негативного изображения, то ради короткой выдержки приходится останавливаться на большем отверстии объектива .


ОПРЕДЕЛИТЕЛИ ГЛУБИНЫ РЕЗКОСТИ
ы знаем, что глубина резко изображаемого пространства регулируется совместным действием расстояния наводки и размером отверстия объектива. Как в различных случаях согласовать обе эти величины, как рационально пользоваться щкалой метража и шкалой диафрагмы, чтобы получать наиболее точные, оптимальные результаты - требуемые пределы резкости при наибольшем допустимом отверстии и, следовательно, при кратчайшей возможной выдержке?

этом вопросе на помощь фотографу приходят простые средства, рассчитанные математическим путем.

Таблица глубины резкости. Приводам упрощенную таблицу глубины резкости для наиболее распространенных объе^тиьов (табл. 7), по которой легко определить необходимые данные. Таблица 7. УПРОЩЕННАЯ ТАБЛИЦА ГЛУБИНЫ РЕЗКОСТИ
Пределы глубины резкости Установи шкалы расстояний Диафрагмы для объективов с фокусным расстоянием
5-7,5 см 11 см 13,5 см
1,5- Зм 2м 12,5 18 25
2 -5 м З м 11 18 18
4 -7м 5 м 4,5 6,3 8
3,5-10 м 5 м 8 11 12,5
3 -15 м 5 м 11 18 18
7,5-15 м 10 м 2,8 3,5 4,5
7 -20м 10 м 4 5,6 6,3
2,5 м- 5 м 16 25 25
4 м- 10 м 11 18 18
5 м- 10 м 8 11 12,5
10 м- 20 м 4 5,6 8


Найдите в первой графе переднюю и заднюю границы резко изображаемого пространства, требуемые условиями съемки. Против них во второй графе вы увидите необходимое расстояние наводки, а в одной ив следующих трех граф (в зависимости от фокусного расстояния объектива вашего аппарата) - максимальную диафрагму.

Шкала глубины. Объективы лучших фотоаппаратов (в том числе всех малоформатных) имеют шкалу глубины резкости. Она представляет собой ряд рисок с числами, дважды повторяющими шкалу диафрагм (симметрично по обе стороны указателя шкалы расстояний, вместе с которым она и передвигается),

После наводки на резкость, против каждой пары равнозначных рисок можно прочесть на шкале метража переднюю и заднюю границы резко изображаемого пространства для соответствующей диафрагмы и сообразно с заданием выбрать последнюю.

Не забывайте об этом полезном механическом определителе глубины резкости.

Красные точки. У некоторых фотоаппаратов на шкалах метража и диафрагм награвировано по красной точке. В результате установки против них каждого из указателей достигается значительная глубина резко изображаемого пространства.

На аппаратах "Комсомолец" и "Любитель" красные точки соответствуют дистанции 8 м и диафрагме 10, обеспечивая глубину резкости от 4 м до бесконечности ().

Точки на аппарате "Москва I", отмечающие примерно десятиметровое расстояние и диафрагму около 13, создают глубину резкости от 4,5 м до бесконечности.

Заблаговременная установка аппарата "по двум точкам" (независимо от того, обозначены ли они на шкалах) облегчает съемку в путешествии, особенно, если ее дополнить заводом затвора.

Фотографу, встретившему интересный объект (лишь бы до пего было не менее 4 м), останется только раскрыть аппарат, прицелиться и нажать спуск.

Сайт создан в системе uCoz